УФСИН России по Курганской области считает необходимым внести разъяснения по опубликованным на сайте «Правозащитники Урала» материалам посещения представителями ОНК Курганской области Исправительной колонии № 2.
Члены Общественной наблюдательной комиссии Курганской области Людмила Исакаева и Елена Петухова на месте рассмотрели поступившие обращения о медицинском обеспечении, а также о «дискриминации» осужденных по религиозным мотивам.
В адрес общественной наблюдательной комиссии Курганской области поступило заявление гражданина, который просит направить его сына, отбывавшего наказание в ИК-2, для лечения в специализированное учреждение в связи с психическим расстройством. Согласно наряду на госпитализацию от 29.04.2015 осужденный был направлен для обследования в г. Магнитогорск.
В заключении о проверке ОНК Курганской области внесено предложение УФСИН – «направлять осужденных на стационарное обследование и лечение по имеющимся медицинским показаниям, не дожидаясь обращений родственников в соответствии с законом «Об основах охраны здоровья граждан РФ».
Согласно ст. 28 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» основаниями для госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, являются наличие у лица психического расстройства и решение врача-психиатра о проведении психиатрического обследования или лечения в стационарных условиях либо постановление судьи.
Кроме того, госпитализация лица, в том числе лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, осуществляется добровольно - по его просьбе или при наличии его согласия на госпитализацию.
В данном случае осужденный наблюдался врачами в ИК-2, в госпитализации не нуждался. При поступлении обращения родственника, с осужденным была составлена беседа, в ходе которой он выразил согласие на отправку в специализированное учреждение и был этапирован.
По второму обращению заявитель указывает, что его сына преследуют по религиозным мотивам, по «надуманным» нарушениям помещают в штрафной изолятор и помещение камерного типа (ПКТ). Заявитель жалуется на условия содержания – сырость, не работает туалет. В жалобе также указано, что подобное отношение ко всем мусульманам в колонии – у них отбирают молитвенные коврики, не пускают в мечеть, отбирают религиозную литературу.
Представители ОНК посетили осужденного Берхамова А.М., от родственников которого поступила жалоба. В камере имелся молитвенный коврик, никаких жалоб на условия содержания от него не поступало, в камере сухо, санузел находится в рабочем состоянии. Члены ОНК отметили необходимость проведения косметического ремонта в камере. Как пояснил осужденный, - поводом для жалобы стало изъятие Корана на арабском языке. Членам ОНК было разъяснено, что литература проходила проверку на наличие экстремистского содержания, после чего была возвращена в учреждение. Косметический ремонт в камере проводился в ноябре 2014 года и согласно графику проведения ремонтов запланирован на сентябрь текущего года.
Людмила Исакаева и Елена Петухова осмотрели мечеть и церковь на территории ИК-2. Мечеть находится в стадии строительства, там хранится инструмент и строительный инвентарь, поэтому она закрывается на замок, на этом основании члены комиссии отметили факт, что мусульман не пускают в мечеть.
В заключении о проверке члены ОНК делают вывод «исходя из представленных администрацией ИК-2 документов, по моему мнению, вполне обоснованно утверждение заявителя о надуманности основания для помещения ПКТ». Как довод приводится положения части 1 ст. 116 УИК РФ «Злостные нарушения установленного порядка отбывания наказания к лишению свободы», где установлен перечень нарушений, за которые осужденный признается злостным нарушителем.
Если бы члены ОНК учли положения части 2 той же статьи УИК РФ, то там указано, что злостным также признается осужденный, к которому в течение года дважды применялось наказание в виде водворения в ШИЗО. Так, в феврале 2014 года Берхамов А.М. наказан за нарушение распорядка дня (15 суток ШИЗО), в марте за нарушение изолированного участка (4 суток ШИЗО). Согласно постановлению начальника ИК-2 от 27.03.2014 года осужденный признан злостным нарушителем режима содержания.
Члены ОНК не приняли к сведению доводы начальника колонии о том, что все осужденные в равной степени несут ответственность за допущенные нарушения режима содержания, несмотря на национальность и религиозные предпочтения. Не убедил их и тот факт, что за соблюдением законности в исправительных учреждениях ведут надзор органы прокуратуры и в случае неправомерности отменяют наложенные взыскания.
В ходе проверки членам ОНК предоставлена информация, что всего в изолированных условиях содержится 29 нарушителей режима содержания, из них 6 исповедают ислам. Всего в исправительном учреждении отбывают наказание около 1100 осужденных, из них около 50 мусульмане. На основании этих цифр члены ОНК сделали вывод – «на особых условиях их находится непропорционально много, что подтверждает наличие признаков дискриминации».
Поверхностное изучение вопросов законодательства, а также внесение в официальное заключение личных домыслов, приводит к неверным выводам и бесполезным рекомендациям. Выводы комиссии не основаны на требованиях законодательства, а констатируются с формулировками «кажется», «на мой взгляд», «по моему мнению». Кроме того, в официальном заключении по итогам проверки членами ОНК ставится под сомнение диагноз, установленный осужденному при наблюдении врачом, что не входит в компетенцию общественных наблюдателей.
Опубликование результатов таких «проверок» на сайтах и блогах в сети Интернет формируют недостоверное мнение граждан о реальном положении дел в исправительном учреждении, искажает цели и задачи общественного контроля, о чем только говорит заголовок материала на сайте «Правозащитники Урала» – «Преследование мусульман. Итоги проверки ФКУ ИК-2 по Курганской области».
В камере ПКТ.
Мечеть в стадии строительства.
Пресс-служба УФСИН России по Курганской области